Сейчас на сайте 55 гостей и нет пользователей
Детская исповедь
Мы живем в радостное, благодатное время - все больше и больше детей приходит в храм. Многих молодые мамы причащают с младенчества. Немало и тех. кто пришел в храм уже подростком - их привели родители, которые сами недавно начали воцерковляться. И вот в ЖИЗНИ ребенка наступает трепетный момент - первая исповедь, которая зачастую приводит в волнение не только детей, но и их родителей.
Каковы особенности детской исповеди? Чем и как могут помочь родители своему ребенку? Каких ошибок следует избегать при подготовке детей к исповеди?
Детская исповедь - это очень интересное явление, так же как детская молитва. Дети в большинстве своем не умеют притворяться, их отношение к Богу отметил и поставил нам в пример Иисус Христос, «быть как дети» - незлобивые, доверчивые и отстраненные от созерцания и оценки самих себя.
У одних желание исповедоваться пробуждается очень рано. Это не те случаи, когда младшие братья и сестренки в три-четыре года пытаются подражать своим семи-восьмилетним братьям, видя, как те исповедуются. Речь о другом - когда у них появляется потребность в покаянии. Мне известен один случай, когда шестилетний мальчик согрешил поел перед Причастием, при этом пытался обмануть родителей, заставших его врасплох. Мальчику стало стыдно, он сильно волновался в храме. Ему предложили исповедаться перед Причастием, а причащался он обычно с радостью и часто, каждое воскресенье. И вот батюшка из-за своей поспешности и из-за не очень строгого отношения к такому малышу с легкостью разрешил ему причащаться. Однако после этого мальчик расплакался и не хотел идти к Чаше. Видимо, малышу нужна была более глубокая исповедь, даже некое наказание, которое сняло бы груз с его совести, - нечто, соответствующее тому, как он переживал этот грех, может быть, даже отвод от Причастия и епитимья. По он этого не получил. Мальчика со слезами повели причащаться, и он плакал потом и долго не находил себе утешения. По всей видимости, он сам хотел себя наказать, - отказаться от Причастия, но его принудили причаститься, не сняв груз с сердца. Это говорит о том, что даже у детей, не достигших еще семи лет, может быть огромная потребность облегчить свою совесть. И прежде всего, через покаяние.
Как помочь детям подготовиться к первой исповеди, нужно пи им указывать на совершенные ими грехи?
Детям, которые готовятся к первой исповеди, конечно, нужно помочь, рассказать о грехах, но не вдаваться во взрослые грехи, не свойственные детям, чтобы не было навязывания греха, хотя сейчас дети, просвещенные через телевизор, посвящены во многие взрослые грехи. Не стоит их в это еще более углублять, готовя к исповеди. У детей есть долг, главная заповедь - это любить своих родителей, подчиняться старшим. Вокруг этого и должна быть построена исповедь. Очень важна и честность. Когда ребенок исповедуется, часто сердце священника волнуется, потому что он присутствует при необычном явлении - детская душа, не умеющая притворяться, открывается в первозданной красоте откровения. Если дети в раннем возрасте повторяют грехи, то это не потому, что они давали ложное обещание исправиться. У них нет еще достаточно окрепшего сознания, а самое главное, нет сил исправиться.
У нас, взрослых, так тоже бывает. Мы порой всю жизнь каемся в одних и тех же грехах, однако к себе относимся снисходительно, такими же надо быть и по отношению к детям и их исповеди. Не говорить детям: «А вот ты обещал, что ж ты теперь делаешь?» Таким образом мы можем отбить охоту исповедоваться, потому что на исповеди они были искренни, а потом ребенку, еще не окрепшему сознанием, волей, не хватило чего-то, что позволило бы окончательно исправиться, избавиться от греха.
Рассказывая детям о том, какие бывают грехи, не нужно навязывать им свое мнение об их греховности. Некоторые родственники подслушивают, как исповедуется ребенок, и, плохо скрывая свою осведомленность, буквально пихают ребенка, напоминая, чтобы он исповедался еще в этом и в этом - о чем он якобы забыл или не хочет, признаться. Эго уже не покаяние - это принуждение. Если детей не торопить во время исповеди, то они, ковыряя пальчиком сучки и замочные скважины на исповедальном аналое, в силу чистоты души, искренности и близости через это к Богу, могут рассказать всё - Бог помогает им вспоминать грехи. Все остальное, навязанное, мешает, смущает их. Показать ребенку, как избавиться от греха, как не повторять его - это задача и пастырская, и родительская. При этом духовник сам знает, когда и как лучше наставлять исповедующегося ребенка, а вот родителям нужно разделить исповедь и воспитание, и воспитывать ребенка в другом месте и в другое время.
Очень важно держать детей в послушании, в честности, строить их жизнь в недопущении подлости. Можно применять к ним и что-то вроде епитимьи - в виде отказа от чего-то, например, от сладкого, от какого-то любимого ими занятия. Можно запретить им сходить погулять, что-то посмотреть, что-то почитать, послушать, с кем-то пообщаться. Но, при ранимости их души, это настолько тонкий момент, что надо десять раз подумать, прежде чем наложить на ребенка то или иное наказание за совершенный грех, пусть это даже и подлость какая-то. Надо всячески беречь нежность их сердца, чувствительной души. К сожалению, многие детки живут в семьях, где часты ссоры, крики, примеры грубого отношения к ним старших. Их души могут быстро зачерстветь, особенно если не соизмерять наказание со степенью осознания ими греха.
С какого возраста все-таки дети должны исповедоваться?
Говорят, что начиная с семи лет можно уже опираться на обещания детей исправиться, на их волю, на их сознание, поэтому подготовка к первой исповеди в основном начинается с семилетнего возраста это пограничный возраст между младенчеством и отрочеством. Повторюсь, что у очень многих желание исповедаться по причине давления греха из-за чувствительности детской души появляется раньше семилетнего возраста, и здесь желательно идти навстречу.
Насколько применима общая исповедь к детям?
Во многих приходах практикуется общая исповедь - для взрослых и для детей. Однако во время детской исповеди очень важен личный контакт исповедующего священника с детской душой. Общая исповедь сводит к минимуму такое общение, поэтому такая исповедь возможна лишь в самых исключительных случаях. Учитывая ранимость, чуткость детской души, уже сам по себе контакт со священником, нахождение рядом с ним, слушание дыхания друг друга очень много значат для ребенка. Если такой контакт - судорожный, спешный, скомканный, значит упущена возможность повлиять на детскую душу положительным образом, и ее исправление откладывается на потом.
Пожелания родителям, которые приводят детей на исповедь
Я бы пожелал родителям самим чаще исповедоваться, самим стараться, чтобы слова их, родителей, не расходились с делом, потому что детей в силу восприимчивости и чистоты души очень ранит двуличие. Эта встреча с миром, «лукавым, прелюбодейным и злым», через двуличие родителей и близких настолько ошеломляет и так сильно ранит их душу, что она со временем отгораживается от мира невидимой стеной, как панцирем, как непробиваемой кожей носорога. Здесь прямая связь родителей н детей. Поэтому, я думаю, недолго сохранится желание детей исправляться, чистосердечно исповедоваться, если родители сами не исправляются, сами не каются, сами позволяют себе повторять грехи, - вместе должны всё делать.
А если ребенок совершил уже тяжелый грех, например, воровство, и не хочет исповедовать его?
Здесь родители обязательно должны сказать ребенку про врага нашего спасения, про рогатого, что у того есть невидимые веревки, и он ищет девочек и мальчиков, которые утаивают грехи и не хотят сразу от них избавляться через исповедь. Тогда он связывает их этими невидимыми веревками, и люди становятся пленниками этого невидимого врага. Веревки у него крепкие, он связывает так, что потом будет очень трудно развязаться, то есть не воровать или не врать, и над согрешающим все будут смеяться.
Что делать, если ребенок попал в недетскую ситуацию - если его толкают на наркоманию, курение, выпивку, другие тяжкие грехи?
Здесь важна среда, в которой находится ребенок. Родителям надо срочно решать вопрос по выводу его из злостной атмосферы. Потому что невозможно бороться с ожогами, не выведя человека из пожара.
Надо объяснить ребенку, что это не безобидно, как пытаются внушить ему взрослые: безобидные наркотики, безобидные сигареты, водка. Раз-два человек попробует - и это может стать бедой на всю жизнь. Им надо говорить о том, как плачут большие дяди и тети, в обшем то, сильные, но попавшие в зависимость от яда. И не могут сделать ничего для избавления от него ни они, ни медики, ни психологи. А потом уже - последствия на всю жизнь, самые печальные для человека: одиночество, бессилие и невозможность из-за поврожденности тяжелой зависимостью вернуться в нормальную жизнь. Самое главное - развеять миф безвредности наркотиков. Безопасных наркотиков нет, это признают все специалисты.
Наше пребывание на Святой горе Афон, разговор с одним очень знаменитым старцем, греком, в далеком монастыре, куда паломники почти не попадают, заставляет серьезно задуматься. Этот старец прозорливо указал некоторым нашим прихожанам на пагубность их знакомства с наркотиками десять и более лет тому назад. Они лишь только попробовали, а потом в их жизни было много бед - с работой, со здоровьем и в семьях. Они не понимали источника этих проблем. И когда мы при встрече обратились к старцу: скажи нам, отче, что-нибудь назидательное, он начал сразу же с наркотиков, сразу к этому подвел. Мы удивились, что эта, казалось бы, детская, юношеская шалость (подумаешь, когда-то попробовали?) всё еще помнится Богом, Который напомнил об этом старцу, и он сказал: «Вам лучше здесь остаться. Я вас замурую в стену, буду через маленькое окошечко подавать вам хлеб и воду. В Москву не возвращайтесь». Он не шутил, у него было серьезное лицо. Переводчик с греческого точно всё нам перевел. Мы стояли потрясенные тем, что беседу с нами, приехавшими из далекой России, старец начал с этого. Вот так могут пройти годы, десятилетия, может быть, и вся жизнь, но последствия этого греха - наркотиков - остаются и тянут за собой самого человека и тех, кто с ним связан, кто с ним живет. Конечно, и здесь не стоит отчаиваться, - Господь милостив. Совершив такой грех, надо попросить у духовника соответствующее наказание - епитимью, и отрабатывать ее с сознанием, что такой покаянный труд может быть принят Богом и изгладит вину.
В заключение необходимо сказать, что исповедь ребенка, особенно первые исповеди, это большой совместный труд всех верующих членов семьи. Замечено, что если на исповедь привели ребенка, в семье которого нет верующих, ему очень трудно раскрыть душу. Он не по-детски молчалив, он связан, он под влиянием той атмосферы, той стихии, тех сил (понятно каких), которые удерживают взрослых, родителей, домочадцев этого ребенка от покаяния и делают его необычно для детей немым во время исповеди. Иное дело, когда родители начинают каяться, встают на духовный путь и оба делают всё возможное, чтобы исправить свои ошибки: венчаются, начинают молиться, жить по Евангелию, по Заповедям Божиим. И тогда ребенок на глазах расцветает, потому что в семье всё общее - и горе, и радости, и состояние душ. Чистота детской души, ее искренность и открытость являются неоценимым даром Творца, и сберечь этот дар - задача родителей и духовника.
Январь 2011