Сейчас на сайте 63 гостя и нет пользователей
Человек создан для радости, как птица для полета
Современный мир полон несчастий, войн, катаклизмов, разного рода стрессов, больших скорбей и непоправимых потерь. Как нам, идя по жизни, не терять самообладания, оставаться сильными духом, быть счастливыми и радостными, достойно нести скорби и испытания? На этот важный для всех вопрос отвечает духовник нашего журнала протоиерей Алексий Гомонов.
Беседу ведет Наталия Мирек.
«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес.5:16–18)
– Какая радость подразумевается в словах апостола Павла «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите»? И почему апостол призывает к радости?
– Здесь имеется в виду радость святых, радость посещения Божия, соединения с Господом. И апостол призывает к этой радости и еще называет ее иначе – мир. О нем мы слышим, когда священник возглашает «Мир вам», а хор поет: «И Духови твоему», то есть мир, исходящий от Духа Божия, мир, которого не может отнять ничто земное, потому что он не принадлежит земному. Непрестанно радуйтесь – значит непрестанно будьте с Богом, постоянно стремитесь соединяться с его силой надмирной, которая и здесь, на земле, и там, в безбрежном океане Царствия Божия, одна и та же. Призыв «всегда радуйтесь» означает: устройте единение с Богом душою, духом, телом, всем своим составом.
– Святые отцы говорят, что если ты не радуешься, то ты далек от Господа. Как научиться всегда пребывать с Господом и что под этим подразумевается?
– Удаление от Бога, от главного источника жизни и всяческих благ, от света и истины разве может быть радостным? Конечно, можно быть радостным в силу какого-то ложного просветления, подмены, суррогатов, но это радость неестественная, мнимая, ее святые отцы называют прелестью. Поэтому удаление от Бога всегда грозит помрачением человека. Важнейшая задача жизни христианина – искать единения с Богом и, доверившись Ему, что есть сил держаться этого единения.
– А как отличить подлинную духовную радость от веселья, утехи, удовольствия, всякого рода наслаждений? Как ее достичь?
– Радость истинная, радость благодатная не утомляет в силу ее естественности для души. Хотя тело иногда изнемогает, не может ее вместить. Как Господь сказал ученикам: пока не можете вместить то, что Я хочу вам сказать. А радость человеческая утомительна – можно устать от самого счастливого дня рождения. Ух, наконец-то гости ушли!.. Осталась гора грязной посуды. Мы иногда не понимаем радость святых и утомляемся от 40-дневной Пасхи. Это потому что не заполнили пасхальные дни духовной радостью. Мы как-то отстраняемся от Пасхи, от духовной жизни, от Бога, отвлекаясь на куличи и прочие постоянные хлопоты. Радость духовная, в отличие от радости телесной, она заразительна: свеча зажигается от свечи. Как ее достичь? Достичь в устремлении к Богу, в чувстве любви, искренности, в сознании необходимости соединения с Господом, в искании Бога, путей и возможностей избавления от греха, отделяющего нас от Небесного Отца. Это покаяние, бытие в рамках Евангельских заповедей, жизненных законов, это подражание в жизни Господу и Его святым, любовь, долготерпение, смирение, принятие всего того, что Господь посылает на жизненном пути.
– А может ли радость быть злой и даже низменной?
Да. Это радость похотная. Святые отцы обнажают ее и называют злой похотью. Это радость во зле, от пресыщения яствами, благами жизни, радость бездельников, потребителей, ловкачей, желающих поживиться за чужой счет, это радость души, вкусившей яд радости временной, прямо скажем – сатанинской. К ней приучают нас в нынешнее время уже с детства, когда предлагают девочкам играть с похотными барби, приучают нас к различным монстрам со звериным оскалом, игрушкам жутким, демоническим. Душа начинает жить по образцам и образам героев, подчиняющих всех и вся своей грубой и ненасытной силе, для которой смысл жизни не в том, чтобы подчиняться и уступать, а в том, чтобы подчинять и завоевывать. Они во что бы то ни стало хотят победить и испытывают радость, когда им это удается. Дело доходит до ужасного, когда люди, опьяненные приманками мира, лежащего во зле, требуют от священника объяснить, почему блуд – это плохо, ведь им же так хорошо, так радостно при этом.
– Как человеку, привыкшему к мирским, зачастую греховным удовольствиям, но уже понимающему, что его сознание искалечено, оставить грех и возлюбить радость чистую, благодатную, духовную?
– Нужен поводырь – но не тот, который сам слеп, а истинный, прозорливый духовник, пастырь, который бы вел по пути исполнения воли Божией о каждом из нас, пока еще слепых и не отличающих добро от зла. Необходимо быть искренним, мудреть евангельски, держаться подальше от того, что может соблазнять: «Блажен муж, иже не иди на совет нечестивых, на пути грешников не ста». Тут должны быть осторожность, щепетильность и брезгливость по отношению к духовной нечистоте – не меньшая, чем к грязи вещественной. И мелочей здесь не бывает. Ибо только большая благодать святых выдерживает греховные искушения. Только большой силы духа старцы имеют благодать накладывать руку на шею бесноватого с молитвой ко Господу, пожалеть этого страдальца, дать демону войти не в свиней, а в него – этого старца. И бес покидает бесноватого и входит в этого благодатного человека, умеющего наблюдать за развитием движения греха по естеству человеческому и способного потом, не повреждаясь, изгнать из себя беса. А так как мы имеем малую благодать, то должны быть очень щепетильными в соприкосновении с силами зла, чтобы не лишиться благодатной радости, не откатиться назад. Вероятность этого всегда велика, потому что существует горделивый обман, ложная уверенность в том, что главная проблема уже решена, раз мы чувствуем в себе благодатную радость, раз угадываем в себе некоторые дары Святого Духа. И человек, ослепленный такой уверенностью – конечно, не без внушения диавола, – может быть неосторожным в приближении к нему и сильно повреждаться. А Бог это попускает, чтобы, сделать христианина опытным.
– Принято считать, что корень всякой радости – печаль и что без печалей и скорбей человек не может полноценно ощутить и радость. Так ли это?
– Я бы не стал утверждать, что радость вырастает из печали. Чаще всего Господь награждает благодатной радостью упорного христианина, преданного Богу и доказавшему свою Ему верность через терпение различных искушений, через печаль. Это награда. Без особого труда и без борьбы как можно надеяться ее получить? И борьба эта либо в подвиге подражания Христу и жизни святых, либо в трудном пути преодоления своих немощей, с горячей молитвой к Господу не оставлять, вести по пути духовного возрастания, укреплять в терпении Богом посланных искушений. И за верность Господу в этих страданиях непременно будешь награжден благодатной радостью.
– Почему дети всегда веселы и могут так легко и долго радоваться, а мы, взрослые, очень часто грустим и унываем, а если и радуемся, то недолго?
– Мы быстро теряем радость и легко унываем в силу сложности своего душевного устроения. А дети просты – и Бог прост. Мы же утратили это свойство, так как имеем множество всяческих мнений о себе: это я могу, это не могу. Здесь я хорош, тут не очень, а здесь я плох настолько, что и радоваться не могу. У нас – всегда самооценка, а у детей ее нет. А иногда человек просто пугается своих новых ощущений. Некоторые так и говорят: «Батюшка, меня посетила радость, а потом я подумал: может, это радость не от Бога? Испугался и тут же ее потерял. А если это радость от Бога, значит, я уже высоко поднялся?» – и опять теряет радость. Такое вот сложное сознание у человека, а надо, как дети, как простаки, воскликнуть: «Господи, слава Тебе! Как хорошо-то, как хорошо мне сейчас с Тобой, Господи! Дай мне и дальше этой радостью служить тебе, делиться с другими». И нет даже никакого намека на то, чтобы возгордиться или возмечтать о перспективах жизни в такой радости, то есть нет опасного уклона в прелесть, в гордость. Поэтому-то Господь и не отнимает благодать и радость от человека-простака.
– Как наших детей воспитать так, чтобы они шли по жизни с радостью и научились отличать подлинную радость от ложной?
– Надо обязательно научить детей делать правильный выбор между добром и злом. И тогда, как бы зло ни рядилось в яркие фантики, красивые одежды, как бы оно ни пыталось обольстить, обмануть, увести в сторону от истинного пути Божиего, повзрослев, дети смогут уклониться от опасных соблазнов. Ребенок, с детства живущий с Богом, под покровом Его благодати, сердцем чувствует зло, хотя его ум пока еще не подготовлен. И даже если дядя, протягивающий ему конфету, улыбается, ребенок чувствует его неискренность, верно распознает его душу по злым, хотя и улыбающимся глазам. Так тонко отличает добро от зла чистая детская душа, живущая с Богом в таинствах Церкви, освящающих и умудряющих человека. Далее, кроме науки различения добра и зла, ребенку необходимо внушить еще и страх ослушания. Малыш, привыкший слушаться родителей, так и отвечает тому, кто склоняет его к какой-то запретной скверной шалости: «Я боюсь... Не надо... Я не буду! Да разве это можно?!» Им владеет страх совершить грех. Ребенка надо научить жить в послушании родителям, старшим, воспитателям, священникам, Богу. И тогда, если кто-то предлагает ему навязчиво грех, ребенок говорит: «А разве можно взять без спроса?! Мне это делать не разрешают!» И так он укореняется в послушании не только в детстве, но и в дальнейшем во взрослой жизни. А когда человек живет в послушании, его сердце спокойно и радостно. И чуть что-то грозит этому покою, он настораживается и сразу же говорит себе: «Стоит ли это делать? Зачем так поступать? Я чувствую, что это нехорошо...» Надо с малых лет дать человеку на собственном опыте убедиться в преимуществах жизни в послушании Богу, Его заповедям, потому что это жизнь радостная, она дает мир и покой в сердце.
– Нам, обычным людям, кажется, что не терять радость в скорбях – удел святых. Как научиться в сегодняшнем мире не терять самообладания и даже радоваться, если нас вдруг постигло тяжелое горе или, казалось бы, непосильное испытание?
– Здесь тоже нужен опыт, и прежде всего – личный. Опыт святых нам, конечно, тоже необходим, поэтому мы и читаем их жития, творения, проповеди. Но важнее всего раз за разом убеждаться на примере своей собственной жизни, что правы святые отцы и проповедники, внушающие: все горестное, что с нами происходит, заранее отмерено Богом, как горькое лекарство, как очень важный урок знакомства с реальным миром, как некоторый опыт распознавания добра и зла, очень важный для нас. И когда человек воспримет скорбные обстоятельства как урок Божий, смирится перед Господом, настраивая себя на мысль, что так угодно Богу и, раз Бог это попустил, значит, Он даст и благополучное разрешение ситуации. Тогда человек вдруг почувствует, что молитва к Богу из смиренной души в скорбных обстоятельствах и, как учат святые отцы, благодарение Бога за скорбь быстро прогоняют печаль, тяжелые переживания, угнетенное состояние человека. Душа наполняется радостью, как наградой за такое смиренное понимание тяжелых испытаний и правильное поведение в этих скорбных обстоятельствах, которые в действительности и есть испытания, посланные Любящим Богом и проходящие под Его недремлющим оком. Достаточно человеку несколько раз поблагодарить Бога в скорбях и в смирении помолиться о даровании сил в этих горестных обстоятельствах – и он запомнит это как метод преодоления немощи в трудную минуту, как выход, как опору, которая всегда под рукой. Молитва ведь у нас действительно всегда под рукой – лишь бы она была с доверием и благодарностью к Богу, с прошением у Него сил достойно пройти испытание.
– А как обрести душевный мир человеку, которому скорбь кажется непосильной и который ропщет, не понимая, зачем она ему послана? Ведь порой даже давно воцерковленные люди в тяжких обстоятельствах унывают, отчаиваются, ищут виноватых.
– Это происходит от забвения Бога, от привычки жить чувственной рефлексией. Это похоже на опыт с лягушачьей лапкой: к ней подводят провод с электрическим током – она отдергивается. Так и здесь. Человек хочет как можно быстрее уйти от ситуации, сегодня и сейчас достигнуть безмятежной радости в земной жизни, любым путем освободившись от тягот и страданий. Так бывает, когда человек еще не имеет достаточно опыта духовно преодолевать искушения, у него нет навыка помнить о Боге всякий час и буквально выстреливать молитвой в минуты трудные, грустные и горькие... На все это нужно себя понуждать, нужно учиться непрестанной молитве. Лучше, конечно, это делать под руководством опытного духовника. Необходимо приобрести этот жизненно важный опыт плодотворного преодоления скорбей, которые для того и посылаются, чтобы был плод, который всегда оборачивается в духовную радость и обретение мира в душе.
– Можно ли считать радость и постоянное благодарение Бога естественным состоянием души?
– Да, конечно. Для здоровой души, не поврежденной грехом и приближающейся по своим свойствам к душам святых, дорого все, что связано с Богом: молитва, память о Господе, готовность жертвовать всем ради Него. И в этой жертвенности приумножается Божия радость.
– А как выглядит человек, радующийся духовной радостью?
– Он весь преображенный, окрыленный, светится внутренним светом, хочет всех обнять. Для него не существует врагов – для него все уже дорогие братья и сестры. Радость духовная всегда сопровождается желанием благодарить Бога. Человеку дорог Сам Господь, и он хочет все больше для Него трудиться, молиться, тянуться к Нему в исполнении заповедей. Он весь преображается, потому что духовная радость заквашивает всего человека.
– Святой Серафим всегда обращался к приходящим к нему с Пасхальным приветствием: «Радуйся, Христос Воскресе!» Что за этим стоит?
– Как объяснял сам батюшка Серафим, за этим стоит радость о том, что смерть побеждена и все грехи Господь взял на Себя. Нам остается лишь только каяться – сердечно, скрупулезно, искренне. Нас же больше всего страшит угроза смерти, пугает наша неисправимость и, как ее следствие, неизбежное наказание Божие и Его нерасположение к нам.
– Как радоваться, когда болеет или умирает дорогой сердцу родственник, близкий человек, как не бояться смерти?
– Радость духовная не означает, что не надо переживать. Даже Христос заплакал над Лазарем, зная, что оживит его. Он сострадал ему, сопереживал Марфе и Марии, которых любил. Почти на всех иконах Божией Матери у Нее печальный вид. Она, Царица неба и земли, скорбит за человеческий род. И мы с вами не должны веселиться в таких случаях – это признак бессердечности. Смиренный человек не допустит отчаяния, ропота. Он может скрывать свое горе, не подавать виду, но не печалиться не может. Иначе это не человек, а железный дровосек. Такой в Царствие Божие не попадет. А если сердце твое живое, ты будешь откликаться, сострадать, печалиться. Страх смерти дан всем людям, чтобы мы ценили жизнь и не растрачивали ее понапрасну. Но иногда страх смерти заглушается необходимостью спасти ближнего, защитить кого-то даже ценой собственной жизни.
– Нам предстоит Великий пост. Как надо его провести, чтобы он стал благодатным и радостным?
– Нужно правильно встать на старт, а не ввалиться в пост, объевшись блинов на Масленой неделе, и тем более в ее последние дни. Некоторые даже в первые – самые важные, установочные – дни поста еще доедают скоромную пищу. Каждый, и стар и млад, должен бодро встать на старт, окрылиться юношеской ревностью, желанием подвига и сказать: беру отгулы за прогулы на всю первую седмицу – начну как следует, во всей полноте, заповеданной нам святыми отцами Церкви, поститься, молиться и каяться. И, разгоревшись такой ревностью к подвигу поста, человек вскоре обязательно будет тронут радостью. Так многие, хорошо поговев всю первую седмицу Великого поста, с огромной духовной радостью встречают праздник Торжество Православия – так именуется первое великопостное воскресенье. А затем довольно часто люди как-то сникают, их духовная христианская ревность заглушается. Потом еще соберутся, напрягутся в середине – на Крестопоклонной неделе – и в конце поста, а в промежутках позволят себе расслабиться. И из-за такой неровности теряют благодать. А здесь важно именно постоянство, о чем говорит Антоний Великий, а вкупе с ним и все великие пастыри, в том числе и покойный архимандрит Иоанн Крестьянкин, который призывал к подвигу малых дел. Нужно правильно оценить свои силы. Пусть не будут особо великими постовые напряжения, молитвенные правила и частота посещения служб, но зато пусть будет постоянство. И конечно, все должно быть с благословения духовника.
– Что бы Вы пожелали нашим читателям?
– Человек создан для радости, для счастья, как птица для полета. И только непонимание этого и искание источников радости в стороне от Бога, от Матери Церкви приводят к истощению людей, и они превращается порой в стариков и старушек, которые, еще не дожив до седин, теряют вкус жизни. Будем радоваться, трудиться ради Христа, который не замедлит наградить наши труды. Но было бы неправильно трудиться ради одной только радости, ведь это значило бы желать быть с Господом только на Фаворе, избегая Голгофы.