Сейчас на сайте 40 гостей и нет пользователей
Дарите любовь и будете самыми счастливыми на свете!
Мы очень много говорим о любви, но каждый человек вкладывает в это слово свой смысл, часто путая подлинную чистую христианскую любовь со своими эгоистическими пристрастиями и различного рода греховными привязанностями. В нашем сознании много подмен, и мы одинаково называем и блудную страсть, и высокую любовь Христову, на которой держится мир. Сегодня мы поговорим о той любви, без которой, по словам апостола Павла, «все ничто». На вопросы наших прихожан отвечает духовник журнала «Успенский сад» протоиерей Алексий Гомонов. Беседу ведет Наталия Мирек.
– Слово «любовь» сегодня настолько многозначно, что иногда даже просто одиозно. Как человеку понять правильное значение этого слова, оценить, что движет им на самом деле – любовь или пристрастие?
– Умейте различать духов. Здесь направит духовник, помогут святые отцы, которые прошли тернистый, трудный духовный путь – а он иным и не бывает – и передают его нам в виде святоотеческих поучений. Может быть и собственный путь без духовного руководства – путь падений, шишек, синяков, большого количества зря потраченного времени и сил. Апостол Павел в своем послании к Коринфянам дал нам в помощь признаки истиной любви: «...любовь долготерпит, любовь милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине, все покрывает, всему верит, все переносит»... Вот этим и отличается истинная любовь от ложной, в том числе и от пристрастия.
– А как Вы считаете, что такое Любовь?
– Любовь – это Бог. Любовь – это все, что созидает, наполняет миром, успокаивая, обогащая и возвышая. Все это разные проявления любви. Все лучшее.
– «Бог есть Любовь». Как это понимать?
– А разве Он может быть еще чем-то, кроме Любви? Бог сотворил мир прекрасным, Он не сотворил смерти, все насельники Рая были вечными: и рыбки, и птички, и звери. Всем созданиям позже даст имена сотворенный Им человек – Адам. Итак, все, что от Бога: сам Рай, и его насельники, и прекрасная природа, которая всегда воспевается в начале Вечерни в 103-м псалме, – все дышит любовью. Где здесь место нелюбви Творца? Где здесь какое-то творение, которое бы несло зло, боролось бы с этой любовью? Этого нет. Потом человек, в силу Божественной Любви как дар доверия Божия получивший свободу воли, уподобившись самому Господу, но еще не окрепший, не умудренный, по наущению дьявола направил эту волю против Самого Бога. Умудрился он уже потом, ужаленный непослушанием, уязвленный ненавистью врага рода человеческого, вспоминая первозданный Рай с его красотами, воспетыми псалмопевцем Давидом. Как не воспеть Господа, Который есть только Любовь?
– Апостол Павел говорил, что теперь пребывают три добродетели: Вера, Надежда, Любовь, но Любовь из них больше. Почему?
– А потому, что первые две, Вера и Надежда, ведут к высшей добродетели – к Любви. Надежда – это на что надежда? На лучшее, что впереди. Вера – это уверенность в чем? В том, что все будет прекрасно, что будет встреча с самой Любовью, с Богом, это уверенность в невидимом. То есть это пути, устремление к тому, что является средостением всего мироздания, его вершиной. Любовь выше всех добродетелей. Апостол Павел еще говорит, что если человек любви не имеет, то ничего не имеет. Он как дом, не имеющий крыши.
– Святые отцы говорят, что человек, идя путем духовным, должен возрастать в любви? Что это значит?
– Любовь – критерий правильности пути. Возрастание в любви означает приближение к главной цели – к Богу, Который есть только Любовь. А если любовь в тебе умаляется, значит, ты удаляешься от Бога. Чем ближе Господь к человеку, чем полнее посещает его Благодать Святого Духа, тем больше в нем Любовь.
– А скажите, Любовь – это дар или ей можно и нужно учиться?
– Это дар, которому можно и нужно учиться. Но все-таки это – дар. Чтобы обрести его, нужно прежде всего научиться смирению. А смирение подразумевает предание себя в волю Высшего, Верховного Старца – Господа. Он ведет, и только Ему ведомо, каким путем привести к спасению и лично меня и каждого из нас. Это всегда путь в русле, в канве общих заповедей, но одновременно все-таки путь индивидуальный. У одних он прямой: так бывает у старцев и у самых верных их духовных чад. У других путь кружной – так шли евреи по пустыне, кружили-кружили, пока не вымерло все первое поколение маловеров, мечтавших о покинутых полных египетских котлах с мясом и о дынях – о сытости, пусть и в неволе. Но в конце концов они все равно пришли в Землю Обетованную. Пути разные.
– Многие люди, давно пришедшие в храм и даже посвятившие себя Богу, часто очень жестоки друг с другом и далеки от любви. Почему так происходит?
– Придя в храм, важно не терять из виду главной цели христианской жизни, в том числе и поста, – приближения к Господу, возрастания в любви. Если человек перешел на сухоядение – воду и хлеб, молится так, что за короткое время от молитвословов остаются одни обложки, а все остальное превращается в рвань, но любви при этом не имеет, зыркает, на всех бросается и не может никого потерпеть, то очевидно, что он пошел по ложному пути.
– А как такому человеку переломить себя, как развернуться в сторону стяжения великой Любви Христовой?
– Надо понять, что если у тебя нет духовника, старца или, как это называют на Афоне, геронты, то твое дело плохо – в чьи-то руки надо ввериться. В этом случае на помощь приходит Бог. Он окружает помощниками или обрушивает на тебя множество очень впечатляющих, ощутимых указаний на то, что ты не так живешь, не так поступаешь, не той дорогой идешь. По-русски это более точно называется не «указание», а «наказание». Возьми в толк, смирись, скажи: «Господи, вот я пред Тобою, и все мое я отдаю в Твои руки. Веди меня, Господи!» И начни читать святых отцов и толкования Священного Писания, начни чаще посещать храм, особенно постовые службы, как можно больше служб каждой недели Великого поста. Там потрясающие указания в чтениях и песнопениях – просто заслушаешься. Через нас, священников, чтецов и певчих на клиросе, проходят все эти тексты. Они настолько прекрасны, что некоторые не удерживаются и так много читают, так много поют, что им даже говорят: «Ну что же вы так? Надо же поменьше читать, ведь люди устают, служба и так длинная…» Они отвечают: «Как же это?! Здесь так интересно, настолько захватывающе, что не оторвешься, тут же прямое указание на признаки греховности и пути выхода из этого. И это настолько впечатляюще, настолько мудро и доходчиво, как все, что от Бога, как все в Церкви». Но на это надо настроиться. Этим надо озадачиться.
– А почему на новичка в приходской семье всегда обрушивается столько испытаний и, как ему кажется, несправедливости и даже жестокости? Ведь храм – место любви и божественного утешения. Со стороны кажется, что там и служат, и работают не люди, а ангелы во плоти.
– Он должен понять, что за душу каждого человека, в том числе и за его, идет бой. А там, где бой, – там раны не считают. Желая стать совершенным и придя в храм, как в лечебницу, человек должен понять, почему там так больно, обидно и несправедливо. И тогда ему скажут, что в Церкви нет понятий «справедливость» и «несправедливость». Есть просто работа Великого Хирурга, Который тебя прижигает, Который тебе перевязывает раны, накладывает повязки, а потом с кровью отдирает их, чтобы наложить новые. То есть Господь вынуждает по-другому относиться к тому, что с тобой происходит в этих, как тебе кажется, непомерно жестких отношениях. Да и я уверен, что если вокруг тебя в храме вдруг все окажутся добрыми и ласковыми, то Господь все равно наложит на тебя пресс, который накладывает на всех желающих спастись. Человек должен обрести главную платформу для спасения – смирение души. Будешь болеть, получишь от родственников, от членов семьи эту тяжесть, и она все-таки ляжет на твои плечи. И бояться этого не надо. Покой нам только снится. Мы – в бою. Хотя бы Великим постом нужно согласиться на то, чтобы внимательно прислушаться к тому, что говорят о нас нелицемерные. В их словах много правды. Понять, что за уроки мы проходим, когда то одна, то другая неприятная неожиданность встречаются на пути. Чего хочет Господь? И здесь помогут изучение Евангелия с толкованием и обязательное чтение святых отцов. Только нужно брать книжки по духовному возрасту – не сразу такую высоту, как «Добротолюбие», а что-нибудь попроще. И начнет, начнет открываться понимание действий Твоего Руководителя, Твоего Спасителя – Господа Иисуса Христа. Он! Он ведет! Духовники только подсказывают, объясняют действия Бога. На самом деле всех ведет Господь. Но лучше все-таки, когда рядом есть тот, кто объяснит. Это может быть не только духовник, но и единомысленный брат, сестра. Только надо уметь слушать и слышать.
– А каким образом можно изменить ситуацию, если у тебя на глазах кого-то сильно обижают и жестокость зачастую начинает быть нормой взаимоотношений?
– Нам дана молитва. И Бог слушает человека, сколь бы грешен он ни был. В Евангелии мы читаем, как молитва блудницы была услышана. Она, только недавно совершив грех, еще не покаявшись и не исправившись, вдруг расплакалась и стала молить Господа за вдову, которая хоронит единственного сына, потеряв перед этим мужа. И Господь возвращает сына к жизни. Он оживляет его по молитве великой грешницы, блудницы, а не одной из известных праведниц, таких как Марфа или Мария. Всем дано право молиться, и Господь слушает каждого из нас, лишь бы молитва была искренняя. И, прежде чем бросаться на помощь ближнему, надо помолиться, а потом уже Господь подскажет, как действовать, и, если понадобится, даст людей. Без молитвы нельзя. Силуан Афонский описывает случай, когда во время пожара один неразумный монах, не помолившись и даже не перекрестившись, бросился в свою келью под горящие балки спасать что-то из своего имущества. Его придавило балками, и он сгорел. Если бы он хотя бы взмолился: «Господи, благослови!», Господь бы удержал его, и он бы не погиб. Но этот монах ни слова не обратил ко Господу, а бросился по-человечески решать проблему и сгорел вместе со своими книжками и иконами. И надо не забывать, что посланные тебе испытания и страдания людей, которые ты наблюдаешь, всегда-всегда заранее предопределены Господом. Все это намеренно послано Богом, все полезно, пусть пока ты этого и не понимаешь.
– Вы сейчас говорили о важности духовного союза чада с духовником, который должен быть также скреплен узами любви. Какой должна быть эта любовь, чтобы она была спасительной?
– Духовник никогда не должен оставлять чадо. Порой это очень сложно для батюшек, если чадо непослушное, непокорное, не хочет исполнять наставления духовника и делает все наперекор или когда оно просто бросает духовника. И духовник молится за него, не оставляет его. У духовника правильная любовь, он говорит: «Господи, Господи, Сам вразуми – меня не слушает. Верни, верни его. Если не в мои руки, то в чьи-нибудь передай его, чтобы не погибла его душа». Вот это правильно. Это не всегда ласкательство. Это не всегда крем-брюле, каким обычно старцы встречают приходящих к ним паломников. А как станешь уже не паломником, а станешь духовным чадом старца, почувствуешь эту требовательность, эту жесткость, тогда увидишь иные глаза своего старца. Это если не глаза страшного судьи – Бога, Который пришел судить мир, то просто очень строгий взгляд, примерно как на иконе Господа Иисуса Христа «Ярое Око». Духовник и сам порой хочет помягче, а не получается. Он идет навстречу требованиям духовного чада, которое не приемлет строгостей и ждет от него ласкательства, и начинает себя осекать, ограничивать, говорить какие-то елейные слова, а в душе ему становится неприятно, он понимает, что не это сейчас нужно – не медом мазать духовное чадо. Но также нельзя заходиться в какой-то неразумной строгости. Зайдешься – и тогда душа духовника переборщит в жесткости. Как отец должен в определенном возрасте пересчитывать ребра юношам, постоянно сгибать шею сына, смирять, смирять его, чтобы он возблагодарил в старости, так и духовник должен воспитывать свое чадо. Но надо не переборщить, не ввести в уныние от чрезмерной строгости.
– А в чем выражается правильная любовь чада к духовному отцу?
– В постоянной молитве за него, преданности ему и непременном желании слушаться. Духовному чаду надо гнать от себя боязнь, что Господь накажет за что-то, якобы неправильно благословленное духовником. Не накажет, если чадо в послушании и искренне относится к своему наставнику. Наказать Он может духовника, если тот действительно толкнул пасомого на неправильный поступок. Исключение составляет случай, когда старец в своих советах идет наперекор Священному Писанию, здесь есть повод усомниться и посоветоваться с кем-то еще из духовников. Плохо, когда чадо не имеет правильного духовного настроя, думает, что любит своего наставника, а на самом деле ищет от него ласкательства, дружеских пожатий, остро реагирует на строгости и изменения настроения духовника, высказывает ему претензии, упреки, ссылаясь на излишнюю жесткость или недостаточное внимание к нему. Все это не духовное, не спасительное, и от этого нужно избавляться, согласившись на строгость, которую обязательно применит пастырь, желающий это искоренить.
– А какой должна быть истинная любовь между супругами? Ведь недаром говорят, что венцы брачные – венцы крестные. Как молодым, решившим вступить в брак, отличить подлинную любовь от мимолетного, скоротечного чувства?
– Подлинную любовь продемонстрировал Господь на кресте. Всемогущий вел Себя, как бессильный. Не заслуживший никакого наказания, Он был поруган, оплеван, осмеян и распят способом, которым умерщвляли самых закоренелых преступников. Подлинная любовь – всегда желание пожертвовать собой ради того, кого любишь. Готов ли ты пожертвовать чем-то ради девушки или ради своего жениха? Чем ты готов пожертвовать? Как сказал один священник: «Если завтра она, твоя вторая половинка, ляжет и уже никогда не встанет, будешь ли ты роптать на Бога? Будешь ли ты искать другого сочетания в браке, а эту, лежачую, бросишь?» Готовность жертвовать – самое главное доказательство подлинной любви. Поэтому знакомство перед свадьбой не должно быть кратковременным, чтобы была возможность проверить, способен ли ты на такую жертву. Для этого Господь посылает какие-то испытания, затруднительные ситуации. Особенно важно не затмевать свой ум бурлением страстей. А для этого нужно беречь друг друга, избегая воспламеняющих прикасаний и разговоров.
Подлинной любви нужно поучиться у наших предков. В царской России был один развод на сто тысяч браков. А сейчас больше половины – 75% – разводятся. Это говорит о том, что супруги не хотят понести крест – жертвовать собой, терпеть охлаждение чувств, служить, заботиться, охранять уже сложившийся брак так, чтобы согрелось сердце другого человека, временно к тебе охладевшее или даже изменившее тебе, с тем чтобы все-таки удержать брак. Для этого требуется истинная любовь. Простить и самому не отвечать холодностью на холодность, а может быть, даже отчуждением на отчуждение и ни в коем случае не считать брак парой перчаток. Это дар от Бога, который надо хранить, он должен быть единственным. Поэтому я присоединяюсь к тому батюшке, который говорит, что парень может быть счастлив в супружестве, в общем-то, с любой девушкой. Все зависит от того, как потерпит, как поведет себя, насколько сможет подобрать ключик к ее сердцу. Точно так же и девушка может быть счастлива с любым парнем. А мы все ищем идеала и проходим мимо своего счастья. Да и там, где уже все-таки заключили брак, не хотим его хранить, нам легче бросить этого человека и искать другого, более подходящего, чтобы построить более простые отношения, не отягощенные терпением и трудом.
– Как Вы думаете, какое место в любви между супругами принадлежит Богу?
– Самое непосредственное, потому что супружество в истинном, православном смысле – школа духовного совершенствования, совместный путь двух людей к спасению, к обретению вечной жизни. Поэтому здесь обязательно должно быть главное место – Христу. Господь ведет. Он создает обстоятельства, в которых люди обтачиваются, познают немощи друг друга, и в первую очередь – свои собственные. Он же и укрепляет и в этом подвиге жертвенного служения, заботы друг о друге ради спасения. И здесь главное место – Христу.
– Многие матери особенно почитают святых Веру, Надежду, Любовь и мать их Софию как пример настоящей любви. Мы просим у них помощи в воспитании детей. Но как на деле стяжать в себе любовь, которую имели матери, подводившие на мученическую смерть своих чад и укрепляющие их в этом подвиге ради Христа?
– Чтобы стяжать любовь Софии – святой матери святых детей Веры, Надежды и Любови, – нужно строить жизнь свою и своей семьи, то есть и детей, в союзе с Господом. Всегда и везде надо видеть Господа и во всем доверяться ему. И само появление детей, и вынашивание их, и забота сразу после появления их, и все-все-все обстоятельства жизни по мере взросления детей – все надо решать под покровом молитвы, в рамках жизни по заповедям. До свадьбы современные мать с отцом зачастую бывают активными прихожанами храма, много молятся, ходят на молебны Петру и Февронии. Но вот они обрели друг друга и повенчались, ребеночек появился во чреве. И мамочка все реже и реже начинает ходить в храм. Вроде бы это естественно для будущей матери, у нее все меньше сил на походы в храм, все больше забот о предстоящих родах. Когда рождается малыш, она появляется в храме все реже и реже или ходит только причащать ребенка. Все меньше молитв, а без молитвы сердце остывает, ревность к Богу угасает, и постепенно Бог уходит из жизни, остается только внешняя формальность – причастить ребенка, чтобы было все хорошо, чтобы он не болел. Из такой матери, некогда активной прихожанки, молитвенницы, никакой Софии не получится. Какая из нее София? Получится некий потребитель «бюро духовных услуг». Обязательно, несмотря на все материнские заботы, нужно продолжать выстраивать свои отношения с Богом.
– Многие дети с самого маленького возраста готовы подраться из-за своей игрушки даже с теми, кого они любят. Как научить детей жертвовать себя чем-то дорогим для себя ради любви к своим братьям и сестрам, к своим друзьям и близким?
– Родители должны зорко присматриваться к реакциям ребенка на окружающую жизнь, на отношения с другими людьми и подавать им пример дружбы и любви. Нужно ограждать ребенка от просмотра ядовитых мультиков, непристойных книжек, держать их подальше от общения с трудными детьми, могущими заразить ребенка жадностью, жестокостью и непослушанием. Поэтому такими благодатными являются многодетные семьи. Когда они выходят всей своей командой во двор, то общаются друг с дружкой: им больше никто не нужен. Важно и то, что родители в таких семьях насаждают высокую жертвенную любовь, борются с проявлениями всякого рода эгоизма, жадности. Это дружное, сплоченное общение выносится ими и во двор. Другое дело – семья с одним-двумя детьми, которых портит любовь окружающих людей, воспитывающих в них эгоизм. Все внимание стекается к ним, а детки ничем не жертвуют. В многодетных семьях легче бороться с эгоизмом, прочнее укрепляется желание делиться, там утверждается любовь.
– А какая родительская любовь идет во вред детям?\
– Во вред, когда с ребенка снимается обязанность жертвовать, заботиться, когда он не знает, что такое труд, понуждение себя, когда в нем не воспитывается терпение, когда все только по течению, по шерсти, в удовольствие. Так некоторые няни, оплачиваемые родителями, неправильно выстраивают жизнь ребенка: весь день у них занят играми и развлечениями. Когда он приближается к концу, а мама с папой возвращаются с работы и начинают что-то требовать от ребенка, дети вовсе не рады и даже говорят им: «А чего вы так рано пришли?» Потому что с няней было веселее. Она отрабатывала свои деньги замечательно: развлекала, обучала, развивала ребенка, но не воспитывала. Надо зорко следить, чтобы был воспитательный процесс со всеми необходимыми аспектами, в том числе и через понуждение ребенка, через «не хочу», что бы он не приучился строить жизнь по принципам получения удовольствия, не рос эгоистом.
– Дети очень любвеобильны просто по своей природе, но с возрастом часто почему-то становятся грубыми и весьма жестокими. Как не угасить эту чистую, высокую любовь в детях?
– Еще раз можно повторить, что важно оградить ребенка от общения с детьми злобными, могущими развратить, дать различные примеры непослушания. Не менее важно всегда быть справедливыми. Дети очень чутко, не в пример взрослым, переживают несправедливое отношение к ним. А это бывает в силу порывистости взрослых, в силу их занятости своими делами. Ребенок порой тянется к ним со своими проблемами, и хорошо, что тянется. А взрослый говорит: «Да, все это ерунда!» и спешит к телевизору, к компьютеру, к своим разговорам, к задуманным на этот вечер планам, в которых ребенку нет места. И малыш, потянувшийся к взрослым за помощью и не получив ее, постепенно становится замкнутым, жестоким и мстительным.
– Мы часто слышим лозунг: «Человек должен полюбить себя». Так ли это?
– Человек должен полюбить себя только в том смысле, чтобы не вредить своей душе. Он должен бежать от душепагубного чтения, всякого рода греховного общения и времяпровождения, соблазнительных зрелищ, пагубных отношений. Всякий же, кто ставит своей целью любить только себя, не служить другим, а жить так, как ему удобнее, легче, стремясь ухватить лучший кусок, стоит на опасном пути эгоизма и отчужденности. С такими устремлениями он всегда будет одинок и презираем всеми.
– А что бы Вы пожелали нашим читателям в столь трудное время, когда эгоизм возрастает, а любовь оскудевает?
– Не томиться одиночеством. Посмотрите, сколько вокруг нуждающихся в вашей помощи. Сейчас в огромных городах так много одиноких людей. И они особенно несчастны потому, что окружающие сейчас зачастую сосредоточены на себе и стремятся больше потреблять любовь, а не дарить ее. Обратите внимание на тех, кто попал в трудную ситуацию, послужите им, ведь достаточно порой просто выслушать, ободрить, утешить. И у вас появится множество возможностей послужить человеку и пригодиться ему. И тогда день ваш будет наполнен радостью и благодарностью тех, кому вы помогли, уделили внимание, кого поддержали в беде. Дарите любовь и тогда будете самым счастливым на свете!