Сейчас на сайте 137 гостей и нет пользователей
Архив материалов сайта
Благовещение Пресвятой Богородицы
- Просмотров: 2217
Казалось бы, что дивного в этой вести, чтобы посчитать ее благой и на протяжении более двух тысячелетий ежегодно вспоминать этот день на торжественной праздничной службе? Углубившись, понимаешь, что многое.
За 700 лет до встречи Архангела Гавриила и Богородицы ветхозаветный пророк Исаия благодатью Святого Духа прорек, что Христос – Спаситель мира – должен родиться чудесным образом от Девы: »Се, Дева (аlmа) во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, что значит: с нами Бог» (Ис.7:14). И вера пророка не поколебалась от несовместимого: «Дева» – и вдруг «во чреве примет и родит». Но не так было со святым праведным Симеоном Богоприимцем, который спустя время переводил книги Исаии и достиг следующего момента: «Се Дева во чреве зачнет и родит Сына». Праведный Симеон тут же усомнился: «Как это? Разве может девица родить отроча?» Он решил, что это ошибка, и взял нож, чтобы исправить оригинальный текст: вместо слова «Дева» намеревался начертать «Молодая женщина». Явившийся пред Симеоном Ангел удержал его руку, сказав: «Веруй тому, что написано; ты сам узришь событие величайшего Таинства; ибо не увидишь смерти, пока не увидишь имеющего родиться от Пречистой Девы Христа Господня».
Еврейский народ, веря своим пророкам, ожидал прихода Мессии. Потому, как «у Господа не остается неисполненным никакое слово» (Лк 1:37), и Господь так возлюбил мир и человека, что всегда предлагает людям только самое лучшее, Бог-Отец не человека выбрал Мессией, а Своего Единородного Сына, чтобы Тот, воплотившись на земле и пострадав за грехи всего мира для спасения рода человеческого от плена первородного греха и ада, будучи распят на кресте, открыл для человека возможность войти в жизнь вечную. Для воплощения Своего плана и обретения человеческой плоти Богу нужен был соработник – человек, и на протяжении 700 лет (отсчитывая от пророчества Исаии) Господь ожидал появления на земле Той, Которая сможет вместить в своем чреве Бесконечного и Невместимого Бога.
Ничто нечистое не войдет в Царствие Небесное (Откр.21:27). А тут Господь Сам сходит с Небес на землю. Для того чтобы Слово стало плотью, Бесплотный воплотился, Безначальный зачался, Неприступный сделался приступным, Беспредельный определился, сложно себе и представить, какой чистоты должна была быть Та, Которая вместила в своем чреве эту Божественную Чистоту. Словами святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Cын Божий делается Сыном человеческим, чтобы восприняв худшее, т. е. нашу природу, подать нам несравненно лучшее – освящение, обновление и обожение», но «причина такого снисхождения – наши грехи». Бог так уничижает себя «для того, чтобы нас исцелить Своим примером от гордости и всяких грехов и научить смирению и послушанию и всякой добродетели».
С трехлетнего возраста посвященная Богу своими родителями – святыми праведными Иоакимом и Анной, – Пресвятая Богородица дала перед Богом обет провести всю свою жизнь в девстве и служении Богу. И тут спланированное течение жизни встречается с: «зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» (Лк.1:30-31). И что же Дева? Не перечит, не ропщет, не отказывается. Принимает: «Се, раба Господня; да будет Мне по глаголу твоему» (Лк. 1:38).
Должно быть, Деве Марии не было и 20 лет, когда Ее свободному выбору – Господь человеческую свободу не ограничивает – предавалось: согласиться ли с непостижимым Божиим – «как будет это, когда Я мужа не знаю? … Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя…» (Лк. 1:34,35) – или остаться при своем? Как часто никак не хочется расстаться со «своим», встретившись на пути с неожидаемым Божиим! Не по малодушию ли и маловерию? «В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца,— пишет митрополит Антоний Сурожский,— но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом чистоты сердца, подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь дух…» Батюшка Алексий (Гомонов) как-то сказал, что Господь дает нам испытание и каждому Сам отмеряет, на какой полезно срок. Примем и дойдем достойно, не ропща, до конца испытания, а в конце испытания нас уже духовный дар от Бога ожидает. А что же мы, малодушные и нетерпеливые? Все средства изыскиваем, чтобы уклониться или поскорее из-под гнета испытания выскользнуть. Вот приготовленных для претерпевших до конца даров духовных и не получаем. И каков вручен человеку пример для подражания в словах и поступке Пречистой Божией Матери: «Се, раба Господня; да будет Мне по глаголу твоему» (Лк. 1:38).
Не разрушая человеческой свободы, лишь по согласию Пречистой, нашел на Нее Святой Дух – и началось спасение человеческого рода. Вот почему 7 апреля – в Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в рабочий день –в храме Успения Пресвятой Богородицы в Путинках собралось так много людей. Во время Литургии причастников было около 200 человек. После службы никто не спешил расходиться. Наши прихожанки приготовили постное угощение – напекли медовых вкусных птичек. С неба падали крупные капли дождя. В храме становилось все тише. Продолжается Великий пост, идет Крестопоклонная неделя. На аналое в центре храма рядом лежат Крест и икона Благовещения Пресвятой Богородицы. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною...» (Мф. 16:24) «Если кто хочет…» – заострил внимание во время проповеди отец Алексий. А Крест и икона Благовещения, лежащие совсем рядом, еще яснее будто подсказывают человеку, что в жизнь человека войти благой вести разрешают желание и согласие человека понести свой крест.
Традиционно после службы в небо, на свободу, выпустили белых голубей – символ праздника и благодатного действия Святого Духа, а белоснежные птичьи крылья принято считать символом чистоты самой Девы Марии. Освобождение голубей символизирует человеческую душу, томившуюся в клетке греха, но через Благую Весть получившую надежду на свободу.