Сейчас на сайте 79 гостей и нет пользователей
Ошибки во время исповеди
Все мы знаем из святоотеческой, да и просто духовной литературы, что покаяние главное дело христианина. Веемы, давно ходящие в храм или неофиты, после вечерней службы или рано утром перед Литургией, спешно дочитывая правило, выстраиваемся в очередь на исповедь к батюшке. Все мы, конечно, волнуемся, гото-вимся, все, казалось бы, искренне каемся и все как один задаем себе вопрос: правильно ли мы это делаем? Как надо исповедоваться? Какие ошибки мы чаще всего совершаем?
Первая ошибка - в том, что мы на батюшку смотрим как на человека приятного, дорогого, тогда мы боимся плохо выглядеть, огорчить его; или к которому мы относимся с недоверием, с предвзятостью, тогда мы тоже ему не всё доверяем. Надо утвердиться в мысли, что перед нами - посланник Божий, у которого особая близость к Богу, когда он «при исполнении», то есть когда он молится, когда он принимает исповедь. Батюшка, когда принимает исповедь, всегда молится. И у него власть убрать с нас грехи, власть, которая не зависит от личных качеств и духовной опытности священника, потому что дается Богом от посвящения в сан. Это первое.
Второе. Исповедь - это не рассказ о себе грешном, а самосуд. В таком случае больше будет концентрации покаяния, больше будет самоукорения и меньше того, что вообще запрещается святыми отцами, перед крестом и Евангелием кого-то кроме себя осуждать. Святые отцы не допускают никакого укорения, осуждения никого, кроме себя.
Далее, обязательно, вынося себе суд на исповеди, человек должен исполниться жгучего желания исправиться. Сознаёшь ли ты в себе силы, достаточные, чтобы исправиться, или не находишь, не видишь в себе этих сил, когда есть желание, есть стремление, Господь эти силы даст.
Укоряя себя, человек должен не забывать, что и он тоже, весь такой грешный, себя осуждающий, хранит образ Божий, замутненный, испорченный грехом, искаженный, а все-таки образ Божий. И нельзя себя люто ненавидеть на исповеди, что иногда делают некоторые люди. Они еле сдерживаются, чтоб не обозвать себя последними словами. Они видят врага в себе, но ведь враг у нас один - диавол, а он желает, чтобы человек возненавидел не грех, а самого себя. Но это недопустимо - ненавидеть надо сам грех.
Еще нужно заботиться о людях во время исповеди. Надо не забывать, что священник, несмотря на его высокое служение, тоже человек, и когда ты каешься и при этом осуждаешь самого принимающего исповедь, то можешь причинить ему огромные страдания. Ведь батюшка переживает все услышанное от тебя, укоряющего его, и от резких слов, в деталях, описывающих мнение о нем, может стать просто неработоспособен... Бурля, разгорячившись от слов, сказанных тобою, он не сможет дать тебе вразумительный ответ на какой-то вопрос, связанный с исправлением греха, и даже не сможет как следует по¬молиться. Редко какой батюшка хладнокровно всё это выдержит, вынесет.
И еще - во время исповеди нужно помнить о тех, кто стоит за спиной. Особенно это важно, когда исповедь проходит накануне больших праздничных дней и в храме большой приток людей, желающих исповедоваться и причаститься на следующий день. Надо стараться не давать повод для соблазна своей слишком затянувшейся, заранее не подготовленной исповедью.
Также исповедующиеся должны оставлять себе труд самим узнавать из наследия святых отцов, как бороться со своими страстями, своими закоренелыми грехами, и не требовать от священника исповедую¬щего, своего духовного отца полной регламентации своей жизни - это неправильно. Ведет не священник, а ведет Господь. А священник лишь только объясняет то, что ему понятно из действий Господа, ведущего тебя. И опять же, много ложится на тебя собственных трудов над собой с тем, чтобы в непредсказуемых условиях ежеминутно меняющейся жизни идти христианским путем. Заранее всё это предусмотреть и определить священник не может и не должен.
Очень важно, исповедуясь у разных священников (это особенно касается тех, кто посещает различные святые места, монастыри), всё, услышанное на стороне как духовный совет, давать на утверждение своему духовному отцу, иначе получится абсурд. Такое сильное расхождение в советах бывает, что человек, вобравший в себя мнения разных батюшек на свой счет, остается не просто в недоумении, а в состоянии подавленности: кого слушать и что исполнять. И, конечно же, важно не раскрывать другим того, что ты обсуждаешь с духовником и слышишь от него. Это говорится лично для тебя, для сиюминутного состояния твоей души. Завтра для подобной ситуации может последовать другой совет. Каждый идет своим путем ко спасению, индивидуально, строго индивидуально. При общности заповедей для всех, данный тебе совет может не просто не подходить другому человеку, но и стать ему соблазном.
К исповеди лучше готовиться накануне. Не просто записывать грехи, рассеянно составляя список на многих листах накануне вечером, а постараться уединиться для того, чтобы взвесить себя, взглянуть на себя без отвлекающих моментов. И это родит особый список грехов, в котором тяжелые и часто повторяющиеся грехи не будут перемежаться мелочами, а будут поставлены в самое начало. А то ведь как получается: уставшему на исповеди батюшке зачитывается список, при этом самые тяжелые, самые опасные грехи, такие язвы, язвища, выговариваются в конце списка, очень спешно, потому что стыдно очень... Измотанный долгой исповедью, множеством исповедующегося народа, батюшка может даже пропустить без внимания этот грех. Да, ты исповедуешься Господу, но ведь ты можешь от батюшки получить какой-то полезный совет, назидание, батюшка может о тебе как-то особо помолиться, а ты это спрятал куда-то, вперед выдвинув что-то менее важное, менее значительное.
И конечно же, необходимо еще помнить о том, что чувство жалости к себе во время исповеди, эти слезы саможаления вместо слез покаяния, вместо слез огорчения за себя грешащего, не помогают очиститься от греха, а делают тебя еще более виновным. Вместо самосуда получается ожидание, что батюшка пожалеет тебя, согрешившего самолюбием, малодушием, отсутствием решимости исправиться.
Январь-февраль 2010 г.